Статьи

12

Сейчас уже, наверное, трудно себе представить, что такой привычный и распространенный в обиходе товар как моментальный клей когда-то представлял собой довольно-таки весомое научное открытие, о котором на первых порах многие фантазеры слагали самые невероятные легенды.
Пожалуй, вся человеческая история состоит из одной непрерывной череды случайностей: сначала благодаря случайным мутациям человек смог разогнуться во весь рост, тем самым оправдав свое право носить гордое звание Homo. Потом Homo, став истинным царем природы, внезапно заскучал, после чего захотел войны, что неожиданно для него самого так же случайно даровало миру невиданное ранее вещество, впоследствии получившее сразу два родственных названия: «Суперклей» и «Моментальный клей».

Уникальности этому клею придавал еще и тот факт, что, помимо обладания сразу двумя названиями, он еще и открыт был дважды, причем оба раза одним и тем же человеком – Гарри Кувером. Первое открытие произошло как раз во время Второй мировой войны. Кувер, изучая вещества, называемые цианакрилатами, должен был разработать какой-нибудь прозрачный полимер для прицелов стрелкового оружия. К сожалению, эксперимент потерпел крах после того, как полученный цианокрилатный материал, оказавшись на воздухе, затвердел и тем самым испортил все предметы в лаборатории, склеив их намертво. К сожалению, в тот день Кувер так и не смог распознать огромного потенциала своего детища.

Глобальное осознание того, насколько удачное применение можно найти данному веществу, пришло к нему лишь 9 лет спустя, когда в 1951 году американские исследователи во время поисков термостойкого покрытия для кабин истребителей случайно обнаружили то самое свойство цианоакрилата – прочно склеивать различные поверхности. На этот раз Кувер оценил возможности вещества в полной мере и вместе со своим коллегой Фредом Джойнером потратил еще 7 лет, чтобы довести состав до ума, подбирая стабилизаторы и пластификаторы, призванные разрешить ряд значимых недостатков клея на тот момент (например, клей застывал прямо в тюбике). Впервые новоявленный клей увидел свет в 1958 году под названием «Смесь 910».

Как это ни странно, на первых порах данное новшество не вызвало вообще никакой заинтересованности среди обычных американских потребителей. Вероятно, это связанно с тем, что людям свойственно с недоверием и некоей настороженностью принимать все новое и непонятное. Хотя, скорее всего, дело было куда проще – сказалось отсутствие полноценной рекламы товара. Вероятно, клей Кувера так бы и канул в бездну тех далеких времен, не получив причитающегося ему по праву ажиотажа, если бы не счастливый случай. Гарри Кувера пригласили принять участие в популярном в те времена телешоу «У меня есть секрет». На глазах у зрителей Кувер с помощью одной капли «Смеси 910» прикрепил металлическую перекладину к концу подъемного троса. Уже через пару минут Кувер продемонстрировал прочность соединения: он взялся за перекладину сам и попросил ведущего сделать то же самое, а затем ассистенты приподняли обоих над полом. Если Кувер и хотел прославиться, то можно с уверенностью утверждать, что в этот раз с поставленной задачей он справился «на все сто»! Именно тот самый вечер, проведенный в студии передачи «У меня есть секрет», открыл Куверу глаза на очевидную истину: «Реклама – двигатель торговли». И дело сдвинулось с мертвой точки.

Для дальнейшей рекламы Eastman Kodak Company использовала похожие сюжеты. Но в главной роли неизменно снимался сам изобретатель суперклея – доктор Гарри Кувер. На достигнутом производитель останавливался вовсе не собирался, вскоре разработав еще более масштабную пиар-акцию продукта: в 1959 году необыкновенные способности клея были продемонстрированы уже всему миру. Над оживленной улицей был поднят автомобиль при помощи подъемного крана, который якобы удерживался в устойчивом положении благодаря клею 910. Справедливости ради, следует отметить, что реальность той демонстрации у скептиков вызывает немалые сомнения. Вполне вероятно, что там имела место типичная фальсификация.

Один классик писал, что реклама есть величайшее оружие 20 века. Истинность данного утверждения Кувер смог проверить в полной мере, когда созданный им суперклей, благодаря грамотной рекламной кампании, перешагнул за рамки обычного потребительского спроса, породив вокруг себя великое множество порой самых невероятных легенд. Так, к примеру, одна из легенд того времени гласила, что на самом деле клей Кувера – это секретная разработка правительства, изобретенная для склеивания различных ран, получаемых солдатами на войне. На самом деле это правда лишь отчасти: при помощи суперклея останавливали кровотечение из ран у солдат во время войны во Вьетнаме. Правда, вреда от подобной остановки крови было тоже немало, вследствие чего к нашим дням данная практика сошла на «нет».

В нашей стране, а если быть точнее – в СССР, моментальный клей был впервые выпущен лишь в 1979 году в Ленинградской области на Тосненском заводе бытовой химии. Клей практически сразу стал пользоваться большим успехом в широких народных массах, так как других аналогов ему как по стоимости, так и по качеству на то время в Советском Союзе просто не существовало. К нашим дням суперклей разросся до воистину космических масштабов, став одним из наиболее доступных и востребованных видов клеевой продукции в мире. И этому есть более чем рациональное объяснение.

Какими свойствами должен обладать хороший клей? Специалисты из разных отраслей ответят на этот вопрос по-разному. Одним нужна высокая теплостойкость, другим — электропроводность, третьим — способность выстоять в агрессивных средах. Клеящие вещества с такими свойствами выпускаются во всем мире. Но потребитель долго ждал и такого клея, который смог бы соединить в себе все эти качества разом, что и удалось воплотить в жизнь на примере моментального клея, ярчайшим из представителей которого в сегодняшней России и является продукция торговой марки «Клейбери». 

Действия: E-mail | Комментарии (0) RSS comment feed

Комментарии

Комментариев нет.

Оставить комментарий

Name (required)

Email (required)

CAPTCHA image
Enter the code shown above:

Специальный QR-код на соответствие Стандартам безопасной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе санитарно-гигиенической безопасности, в целях противодействия распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции